Пункт 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга определил:
"Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют:
- законодательный орган государственной власти - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;
- исполнительный орган государственной власти - Администрация Санкт-Петербурга, возглавляемая губернатором Санкт-Петербурга;
- судебные органы государственной власти - Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи".
С учреждением в Санкт-Петербурге Уставного суда СПб был в полной мере реализован конституционный принцип разделения властей и сформированы все ветви власти Субъекта Федерации.
Пункт 1 статьи 51 Устава Санкт-Петербурга определил круг полномочий Уставного суда СПб:
"Уставный суд Санкт-Петербурга создается для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга, а также для официального толкования Устава Санкт-Петербурга".
В пункте 1 статьи 1 Закона СПб "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" написано, что "Уставный суд Санкт-Петербурга - судебный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть". В него могут обратиться губернатор, ЗакС, группа депутатов ЗакСа (не менее пяти человек), органы местного самоуправления муниципальных образований, а также в ряде случаев, предусмотренных в Законе Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", отдельные граждане. Основанием к рассмотрению дела служит неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Санкт-Петербурга какой-либо региональный закон или нормативный правовой акт или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава Санкт-Петербурга. Обращение в суд возможно в двух формах - запрос или жалоба.
Постановление Уставного суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.
История вопроса
Конституционный Суд Российской Федерации появился в России в 1992 году, и его задача состояла в толковании Основного Закона страны и проверке текущего законодательства на предмет соответствия Конституции РФ. Он стал своеобразным арбитром в спорах между Парламентом и Правительством, гражданином и государством.
В это же время страна взяла курс на построение федеративного государства. Бывшие автономные республики стали принимать собственные Конституции и очень быстро столкнулись с проблемой соответствия регионального законодательства Основному Закону Субъекта Федерации. Тогда-то в некоторых республиках (в Бурятии, Дагестане, Карелии, Якутии, Коми) и были созданы конституционные суды или комитеты конституционного надзора (в Татарстане, например).
Постепенно процесс принятия собственных Конституций и Уставов начал развиваться и в других Субъектах Федерации. В 1996 году был принят Федеральный Конституционный Закон "О судебной системе Российской Федерации", который закрепил право Субъектов Федерации создавать собственные Уставные суды.
В нашем городе Уставный суд должен был появиться еще в 1998 году, сразу после вступления в силу Устава Санкт-Петербурга. Но назначение на должности судей состоялось 14 сентября 2000 года.
Официальный сайт